Сертификация медицинских изделий

БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Сертификация медицинских изделий

Наличие собственной испытательной базы

Богатый опыт наших специалистов

Регистрация медицинских изделий под ключ

Изделия медицинского назначения — это обширная категория, которая включает медоборудование, медтехнику, инструменты, разные сопутствующие средства для использования в медицинских целях. Они могут применяться в лечении, профилактике или диагностике. Для вывода изделий на рынок, необходима сертификация. Это процедура подтверждения их соответствия установленным стандартам, договорным условиям, а также требованиям технических регламентов.

В России законодательство устанавливает обязательную сертификацию медицинских изделий (МИ). В рамках Федерального закона № 323, медпрепараты, медтехника/оборудование, которые не прошли госрегистрацию в Росздравнадзоре, не допускаются к использованию. Детали процедуры сертификации, а также критерии анализа качества, безопасности и функциональности медицинских товаров, регулируются постановлением ЕЭК № 46.

Требования к сертификации товаров медицинского назначения

Сертификационная процедура регулируется нормативными актами в России и в рамках Евразийского экономического союза.

Чтобы понять, на какие товары нужен обязательный сертификат соответствия или декларации, нужно изучить:

  • Технические регламенты Российской Федерации;
  • Технические регламенты ЕАЭС, а также более ранние документы Таможенного союза до 2016 года;
  • Нормативные документы РФ с перечнем продукции, подлежащей обязательной сертификации или декларированию соответствия;
  • Нормы ЕАЭС, которые устанавливают общий список товаров, требующих подтверждение соответствия с выдачей сертификатов или деклараций по унифицированной форме.

Анализ этих регуляторных документов поможет разобраться, какие из медицинских устройств подпадают под сертификационные требования.

Какие медицинские изделия требуют регистрации?

Регистрационному процессу подлежат медпрепараты, медоборудование, сопутствующие товары, которые используются:

  • в профилактических, диагностических целях;
  • для научных исследований;
  • при лечении, реабилитационных процедурах;
  • в восстановительной терапии или для коррекции физиологических функций организма.

В список регистрируемых товаров входит также ПО, разработанное для медицинских задач. Обязательная процедура также проводится с МИ, которые:

  • Впервые поступают на рынок России;
  • Ранее зарегистрированы, но выпускаются в новой форме или с измененной дозировкой;
  • Состоят из сочетаний уже одобренных активных веществ.

Регистрация в Росздравнадзоре не нужна товарам, которые изготавливаются на заказ для пациента. Также не подлежат регистрационным процедурам лекарства, упомянутые в пятом пункте статьи 13 Федерального закона № 61

Категории риска медицинских изделий

С учетом степени возможного риска, медсредства и медтехника делится на четыре группы:

Класс Степень опасности Примеры изделий Описание класса
1 Низкая Инструменты для хирургии, медицинские весы, микроскопы Изделия с минимальным воздействием на организм, используются без серьезных вмешательств.
Класс 2А Умеренная Ультразвуковая техника, физиотерапевтическое оборудование Устройства, контактирующие с телом пациента, могут представлять умеренные риски, требуют строгого контроля.
Повышенная Аппараты для введения лекарств, анестезиологическое оборудование Устройства, которые активно взаимодействуют с телом, могут вызвать значительные изменения в состоянии пациента.
3 Высокая Искусственные клапаны сердца, кардиостимуляторы, оборудование для гемодиализа Изделия, критически важные для поддержания жизненно важных функций организма, имеют высокие требования к безопасности.

Каждой категории присваивается только один класс, который определяется по таким критериям:

  • Срок применения. Чем дольше используется препарат, тем выше риски для здоровья.
  • Инвазивность. МИ, которые вводятся в тело или его полости несут повышенный риск.
  • Контакт с телом. Прямое взаимодействие с телом повышает риски для пациента.
  • Метод введения в тело. Влияет ли изделие на тело через хирургическое вмешательство или через естественные полости.
  • Значимость для жизненно важных органов и систем человека. Например, сердечно-сосудистая или нервная система.
  • Использование источников энергии. Тепловая, механическая или электрическая энергия повышает риски.

Эти критерии помогают определить, насколько безопасно МИ, а также какие меры предосторожности нужно предпринять при его применении.

Как проводится государственная сертификация

Процесс регистрации медицинских изделий в России проходит в несколько этапов. Приведем основные шаги этой процедуры:

  • Подача заявки. Инициирование процедуры заявителем, который может быть изготовителем, импортером или продавцом.
  • Предоставление документов. Заявитель должен собрать и представить полный пакет разрешительных бумаг, который детально изучается на соответствие законодательным нормам.
  • Испытания продукции. Проводятся клинические, технические и токсикологические тесты, чтобы подтвердить или опровергнуть заявления продавца о безопасности и эффективности МИ.
  • Передача досье в Росздравнадзор. Этот шаг выполняется только при успешном прохождении тестов и лабораторных испытаний.
  • Анализ досье. Контролирующая инстанция анализирует данные регистрационного досье, проверяет соответствие стандартам безопасности и эффективности.
  • Выдача регистрационного удостоверения (РУ). После положительного заключения экспертов Росздравнадзор выдает регистрационное удостоверение, разрешающее обращение медицинских изделий на рынке.

Сертификация медицинский изделий на добровольной основе

Добровольный сертификат на медицинские препараты и оборудование подтверждает соответствие продукции установленным стандартам и сертификационным системам. Эта процедура, хотя и не считается обязательной, регламентируются строгими нормативами, которые обеспечивают качество МИ.

В России были введены новые системы регистрации, которые заменили предыдущие регуляции. Самая значимая — Национальная система сертификации, поддерживаемая Российским институтом стандартизации. Эта система зарегистрировала более тысячи разных сертификационных программ, каждая нацелена на работу с конкретными запросами производителей и потребителей.

Стандарты добровольной сертификации включают проверку качества, безопасности и функциональности продукции. Также регламенты охватывают процессы производства, упаковки и хранения МИ. Систематизированный подход к добровольной регистрации повышает доверие покупателей/пациентов к медпрепаратам и оборудованию, а также укрепляет репутацию производителей и поставщиков на рынке медицинских изделий.

Нужно ли регистрировать МИ для продажи?

В Российской Федерации для продажи медицинских товаров не нужно проходить процедуру лицензирования. То есть предприятиям и предпринимателям не нужно получать разрешение для продажи таких изделий.

Однако ситуация меняется, когда речь идет о производстве лекарств или техническом обслуживании медтехники. В этих случаях нужно получить лицензию, поскольку такие действия подпадают под регулирование и требуют соответствия установленным нормам и стандартам.

Как оформить сертификат на медицинские товары

Оформить добровольный сертификат можно после обязательной процедуры регистрации МИ. Этот процесс дополнительно подтверждает характеристики качества/безопасности товара в рамках выбранной программы СДС. Процедура обычно состоит из тестирования образцов на соответствие спецификациям, которые указываются заявителем.

Подтверждающий документ на препараты или медтехнику/оборудование выдается сроком от одного до трех лет и действителен только в Российской Федерации.

Сертификация МИ в добровольном порядке дает предпринимателям такие преимущества:

  • Укрепление доверия покупателей и партнеров;
  • Улучшение имиджа компании, рост позиций на рынке;
  • Участие в госпрограммах и закупках;
  • Повышение конкурентоспособности и имиджа для инвесторов;
  • Расширение рынков сбыта медпродукции.
  • Рост объемов продаж.

Добровольная процедура регистрации открывает новые возможности для развития бизнеса.

Документы для сертификации медицинских изделий

Для получения сертификата соответствия нужен комплект документов, который подтверждает соответствие продукции установленным нормам.

Этот комплект включает:

  • Информация о заявителе. Нужно предоставить наименование и реквизиты юридического лица, а также копии учредительных документов.
  • Описание медицинского изделия. Назначение продукции и эксплуатационная документация. Например, инструкция по применению или руководство пользователя.
  • Техническая документация. Схемы процессов, технические карты и другие подобные материалы.
  • Документы на производственные помещения. Например, договор аренды или свидетельство о праве собственности.
  • Удостоверение о регистрации МИ в реестре Росздравнадзора.
  • История разрешительной документации. Информация о любых ранее полученных документах, подтверждающих права на МИ.
  • Договор поставки и спецификации. Нужны для импортируемых товаров.
  • Заявление на оценку соответствия. Заявление подписывается руководителем компании-производителя или его полномочным представителем.

Дополнительно советуем оформить добровольный сертификат качества в рамках СДС.

Где зарегистрировать медицинские товары в России?

Чтобы пройти сертификацию нужно обратиться в подразделения Росздравнадзора, которые занимаются выдачей удостоверений (РУ). Эти регистрационные документы подтверждают, что товары отвечают нормам безопасности и качества на основании положительных результатов лабораторных тестов.

После получения РУ производители или импортеры могут также претендовать на получение добровольного сертификата. Этот документ выдается аккредитованными органами сертификации.

Для удобства, производители или импортеры могут запросить профессиональную помощь в подготовке документации в аккредитованных центрах (ЦС). Специалисты предоставляют бесплатные консультации, помогают решить правовые вопросы и обеспечить законное ведение бизнеса.

Срок действия сертификата

Период действия разрешительных бумаг на медицинские изделия зависит от типа сертификационной процедуры. Например, регистрационное удостоверение, выданное в соответствии с российским законодательством, действует бессрочно. То есть, однажды полученное удостоверение не нужно обновлять или продлевать, если не происходит изменений в производстве или составе продукта.

Добровольный сертификат соответствия, оформленный через систему СДС, имеет ограниченный срок действия — от одного до трех лет. Конкретный срок зависит от выбранных условий и указывается заявителем при подаче заявки на регистрационную процедуру.

Сертификация по стандарту ISO для производства медицинских изделий также действует три года. Однако для поддержания актуальности документа нужно проходить ежегодные инспекционные проверки, которые подтверждают соответствие установленным стандартам.

Как зарегистрировать изделие, которое считается медицинским и немедицинским?

Категорию изделия устанавливает заявитель, то есть производитель решает, как он позиционирует продукт и для каких целей он предназначен. Например, некоторые устройства могут использоваться в медицинских задачах и в быту.

При этом нужно понимать, что МИ подлежат строгому регулированию. Чтобы оформить регистрационное удостоверение (РУ) для медицинского применения товара обычно нужно больше времени и ресурсов на подтверждение его безопасности и эффективности. Для немедицинских применений товара процедуры не такие сложные. Например, достаточно пройти процесс декларирования соответствия.

Также нужно учитывать интересы медицинских учреждений, которые закупают товары, строго соответствующие их спецификации деятельности.

Чтобы точно понимать состав требований и процедур сертификации продукта, рекомендуем обратиться в аккредитованный центр сертификации. Специалисты изучат данные и предоставят бесплатную консультацию по процедуре регистрации для разных видов применения изделия.

Как рассчитывается стоимость регистрации медицинских изделий

Что влияет на цену сертификационной процедуры:

  • Тип товара. Лекарства и медтехника/оборудование могут отличаться по своим характеристикам или назначению.
  • Класс опасности. Чем выше потенциальный риск использования товара, тем более сложными и дорогими будут процедуры тестирования.
  • Размер компании. Крупные предприятия могут иметь более сложные технологические процессы, что увеличивает стоимость.
  • Выбранная схема. Разные программы сертификации предполагают различные уровни и объемы проверок.
  • Доступность и полнота документации. Наличие уже подготовленных документов может снизить затраты на процесс регистрации.

Для уточнения стоимости и сроков оформления документов рекомендуется обратиться в сертификационный центр. Специалисты проконсультируют по рабочим вопросам и помогут подготовить материалы для успешного прохождения процедуры.

Вывод

Сертификация медицинских изделий в Российской Федерации — это обязательная процедура для отечественных и зарубежных компаний. Процесс регулируется системой ГОСТ Р. Наличие международного сертификата ISO 9001 позволяет упростить процесс сертификации. Выбор правильной формы подтверждения соответствия критичен, так как за отсутствие документации предусмотрены административные и даже уголовные санкции.

Компания «Медалис» обеспечивает успешное прохождение процедуры регистрации медицинских изделий для производителей и дистрибьюторов. Специалисты проконсультируют по вопросам обращения МИ. Поможем получить разрешительные документы, будь то сертификат соответствия, декларация, отказное письмо или регистрационное удостоверение. Для бесплатной консультации звоните по телефону +7 (926) 963-32-41 или используйте форму обратной связи на сайте.

Сертификаты лабораторий

Отзывы наших клиентов

Наша группа компаний

Группа компаний "Элекронтест" уже более 10 лет осуществляет свою деятельность на рынке обращения медицинских изделий. За время ее существования было успешно получено более 600 регистрационных удостоверений.

Другие услуги

Есть вопросы?

Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.

+